24.10.2014
Храм Илии Пророка в Ярославле

Церковь Илии Пророка стоит на просторной площади в самом центре города. Согласно планировке XVIII века, от масштабного и эффектного архитектурного ансамбля лучами расходятся ярославские улицы.

 

Церковь Илии Пророка. Ярославль

 

Пятиглавое здание соборного типа возводилось в 1647-1650 годах на месте деревянных Ильинской и Покровской церквей. В те времена они располагались вблизи усадебного комплекса именитых купцов Скрипиных - Иоаникия Ивановича (ок. 1596-1660 г.) и Вонифатия Ивановича (ок. 1594-1661 гг.), торговавших жемчугом и пушниной. На их средства и началось строительство нового храма, затмившего по своим красоте и величию все прежние культовые сооружения города.

 

Купола и колокольня. Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Купеческая семья была очень религиозной, при этом образованной и хорошо разбиравшейся в искусстве. Супруга Вонифатия Ивановича, имевшая не менее оригинальное, чем у мужа имя Иулита Макаровна, для росписи Ильинского храма пригласила мастера фресковой живописи, иконописи и миниатюры Гурия Никитина (1620/1625-1691 гг.). По просьбе Скрипиных в работе над внутренним убранством принял участие выдающийся иконописец, представитель стиля барокко Фёдор Зубов (1610/1615-1689 гг.), написавший значительную часть иконостаса ярославской церкви.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Илья Пророк, в честь которого освятили новую церковь, особо почитался в Ярославле. Это связано с тем, что, по преданиям, город был основан в день его памяти - 2 августа (20 июля по старому стилю). В православии Илью считали очень строгим, но справедливым, щедрым и всемогущим святым. К нему обращались за помощью в охоте, врачевании и любви. При этом верили, что отвечает он на просьбы людей только с чистой душой.

 

Особенно необычным в судьбе этого святого, рожденного в IX веке до нашей эры, является то, что он был призван Богом к себе ещё живым. За ним прислали огненную колесницу, которая и унесла Илью Пророка на небеса.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Северный вход в храм.

 

Северный вход в церковь Ильи Пророка. Ярославль

 

Ильинская церковь имеет богатый внешний декор - резной кирпич, изразцы, полихромную роспись на стенах.

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$
  • $TITLE$
  • $TITLE$

Роспись интерьерной части выполнялась артелью художников по главе с Гурием Никитиным. 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Среди живописцев, работавших над внутренним убранством, также значатся костромской икононописец Сила Савин (ум. 1657/1689), ярославский иконописец-знаменщик Дмитрий Семенов (ум. 1679/1693 гг.), иконописец, затем игумен Антониево-Сийского монастыря Федор Игнатьев (1614-1687 гг.) и ряд других мастеров XVII-XVIII веков.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Фрески в интерьере создавались в 1680 году. Галереи церкви были расписаны в 1716 году.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Живопись Ильинской церкви сочетает в себе две традиции - исконно русскую, складывавшуюся на протяжении долгих столетий под влиянием Византийского искусства, и новой, сформировавшейся к XVII веку.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В ту эпоху в России активно шел процесс обмирщения культуры, самое яркое отражение нашедший в живописи.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Роспись ярославской церкви содержит множество бытовых сцен.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Фрески выполнены в соответствии с принципами декоративно-повествовательного стиля - они заполняют всё пространство и отличаются яркостью и цветовым многообразием. 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Кроме росписей интерьер украшен архитектурными деталями, которые можно увидеть на входах, окнах и нижних ярусах стен. В декоре можно заметить восточные мотивы, которые русские художники изучали по заморским тканям.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Особое внимание привлекает изразцовый орнамент.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В цветовом спектре основными являются коричнево-красные, желто-золотистые, малиново-розовые, охристые и голубые оттенки. Сочетание этих тонов создают атмосферу праздничности.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Значительное место в интерьере отведено иллюстрациям жития пророка Илии и его ученика пророка Елисея, которые также получили характер жанровых картин. Эти фрески занимают четвертый и пятый ярусы главного храма.

 

иллюстрациям жития пророка Илии и его ученика пророка Елисея. Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Фреска «Род царствия благословится» на своде северного крыльца. Это собственная версия живописца Федора Игнатьева гравюры из книги политического и литературного деятеля, архиепископа Черниговского и Новгород-Северского Лазаря (1616-1693 гг.) "Меч духовный" (1666/1668 гг.), созданной по образцу родословной Иисуса Христа.

 

Фреска «Род царствия благословится»


В Ингатьевском видении генеалогическое древо династии Романовых разрастается из фигуры князя Владимира Святославовича (ок. 960-1015 гг.). Особое место отведено взошедшему в тот период на русский престол Петру Первому (1672-1725 гг.). Над головами всех представителей царской фамилии нарисованы нимбы, что в духе времени подчеркивает обмирщение священного.

 

Фреска «Род царствия благословится». Церковь Ильи Пророка

 

Гурий Никитин, под руководством которого велась роспись Ильинской церкви, получил аттестацию иконописца первой статьи в Оружейной палате в 1660 году. После этого он встал во главе иконописной школы в Костроме.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Имея славу одного из лучших монументалистов своего времени, живописец не раз призывался в столицу, где ему поручались значительные проекты. Среди них роспись Архангельского и Успенского соборов Московского кремля.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Творчество Никитина и его артели отличают величие и эмоциональность образов.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Внутреннее убранство церкви в основном сохранило свой изначальный облик. В XIX веке в отапливаемом зимнем Покровском приделе фрескам потребовалась реставрация, так как меняющийся режим температуры и влажности в помещении отрицательно сказывался на состоянии росписей. Обновление живописи проводилось неоднократно с 1839 по 1871 годы.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Перед нами алтарь придела.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В стенах храма можно увидеть произведения, которые относят к выдающимися образцами деревянной резьбы XVI-XVII столетий. Это царские врата, иконостасы, надпрестольная сень и специальный места, предназначавшиеся для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Как уже упоминалось ранее, большинство образов в Ильинском храме написаны Федором Евтихиевичем Зубовым. Его признали выдающимся мастером еще при жизни.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$
  • $TITLE$
  • $TITLE$

Автора отличали энциклопедические знания и свободное владение исторической иконографией. Это позволяло художнику связывать события русской истории в единое монументальное повествование.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Кроме работы в церкви Ильи Пророка мастер известен своим участием в других значительных проектах. В 1653 году Федор Евтихиевич работал в Успенском соборе Московского Кремля. В 1670-е годы готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Художник расписывал соборы и создавал иконы для Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей. Он также трудился в Оружейной палате, и в 1686 году возглавил в ней иконную мастерскую.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В XVII веке иконописцы начали оставлять подписи на своих работах. Так поступал и 3убов, благодаря чему потомкам определить его авторство было уже несложно.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Иконы в Ильинском храме восхищают эмоциональной выразительностью образов и яркостью красок.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Лучшей работой Фёдора Зубова признаётся икона Смоленской Богоматери, написанная около 1670 года для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$
  • $TITLE$

Советские времена изменили судьбу храма. В 1920 году новые власти посчитали, что церковь имеет художественную и археологическую ценность, и решили устроить в ней музей. Иконы, серебряную утварь, книги и важнейшую реликвию - ковчеги с частицами ризы Христа передали историческому музею Ярославля.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Вскоре церковь Ильи Пророка открыли для посещения как памятник архитектуры и живописи. В главном храме выставлялись иконы, лицевое шитье и изделия из металла. В приделе Гурия, Самона и Авива экспонировали церковную утварь, в Покровском приделе разместили коллекцию тканей.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

С начала 1930-х годов храм преимущественно используется в качестве складского помещения. В этот период ярославские пролетарии в революционным пылу стали призывать к сносу уникальной церкви с центральной площади, названной в духе времени Советской.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Не в меру активные товарищи требовали убрать с улиц еще ряд культовых сооружений, посчитав, что их в городе многовато, а ставить памятники борцам революции и ходить демонстрациями места недостаточно.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

На защиту Ильинской церкви встали сотрудники музея во главе с директором музея Н. В. Кузнецовым, а также два специалиста сектора архитектуры Главнауки Петр Дмитриевич Барановский и Николай Николаевич Померанцев, среди заслуг которых множество сохраненных храмов в стране.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Барановский Петр Дмитриевич (1892-1984 гг.) - реставратор, заслуженный деятель искусств РСФСР, архитектор, искусствовед, художник и историк. Всего он отреставрировал около 80 объектов и составил проекты на реставрацию более 70 памятников в ряде российских городов, включая Москву, Владимиру, Ярославль, Смоленск, а также в Азербайджане. Ученый восстанавливал монастыри, создал Музей русской деревянной скульптуры на Смоленщине.

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$

Померанцев Николай Николаевич (1891-1986 гг.) - искусствовед, реставратор, музейный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Комиссии по учёту памятников древнерусского искусства. Он занимался организацией музеев на базе бывших монастырей, а также учётом и сохранением памятников архитектуры и искусства.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В 1934 году ученый был арестован и оправлен в ссылку за несогласие с уничтожением ценнейших исторических памятников, так как Сухарева башня, Красные ворота и храм Василия Блаженного. В 1947 году Померанцев возвращается в Москву, где посвящает себя древнерусскому искусству. 

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Новая опасность для знаменитой ярославской церкви возникла в конце 1930-х годов.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

На этот раз неугомонные революционные власти разродились идей организовать в храме Ильи Пророка антирелигиозный музей.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

В 1938 году музей был открыт и просуществовал до начала Великой Отечественная войны. Из отчетов следует, что посещаемость его была довольно высока - за 1939 год экспозицию посмотрели более 23 тысяч человек.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Не хочется упоминать имени организатора этого музея, вошедшего в историю подобно Герастрату, благодаря своей разрушительной деятельности. В списке его чёрных дел - инициирование закрытия около 20 храмов в Ярославской области и личное участие в снятии старинных колоколов и передача их в металлолом.

 

Внутреннее убранство церкви Илии Пророка. Ярославль

 

Что касается экспозиции, то она не была чем-то уникальным, а создавалась по образцу уже существовавших подобных музеев, включавших темы о строении мира, происхождение религии, пережитки идолопоклонства, победа социализма, отход масс от религии и тому подобное.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

После окончания Великой Отечественной войны храм преимущественно используется в качестве фондового помещения Ярославского краеведческого музея.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

С 1955 года в церкви начинаются реставрационные работы.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

К тому времени фрески и иконы покрылись пылью и паутиной, здание порядком обветшало.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Восстановительные работы проводились поэтапно, и процесс занял не одно десятилетие.

 

  • $TITLE$
  • $TITLE$

В 1989 году был освящен главный престол. Летом по большим праздникам в церкви стали проходить службы.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Так живописно церковь Ильи Пророка выглядит со смотровой площадки Ярославского кремля. Среди крестов над зелёными главами особенно выделяется центральный, который относят к наиболее выдающимся творениям XVII столетия, созданным местными ковалями.

 

Церковь Илии Пророка в Ярославле

 

Этот замечательный памятник русского зодчества, почти полностью сохранивший свой первоначальный облик - главный символ древнего города.

 

Просмотров: 4485 | Добавил: Делфико
Теги: достопримечательности Ярославля, Ярославль, Церковь Илии Пророка в Ярославле


 ГДЕ НАХОДИТСЯ?
ТОЧНЫЕ КООРДИНАТЫ: 57.626781, 39.894249   

 ВАМ МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ: